Прабабушка курака – мадам Каванди

Одна из трех планетарных угроз сегодня — загрязнение природы и отходы, куда входит и наш с вами бытовой мусор. Да, мы его собираем и выбрасываем в контейнер, мы аккуратные и чистюли, а вот куда содержимое контейнера идет потом, вы задумывались? На полигоны. А там или сожгут, или ваш мусор будет гнить, вонять и создавать те самые вредные выбросы… Что же делать? Первое, что вы можете сделать уже сейчас — сортировать ваш мусор, стараться утилизировать его и… творить, создавая из ничего полезное и нужное или даже арт объекты.


С очаровательной и необычной художницей и мастером Маргарет Фабрицио я познакомилась на очередном заседании Гильдии квилта Кении в Найроби. Это было буквально за неделю до начала запрета на передвижение из-за пандемии в начале 2020 года. В эти дни гильдия проводила ежегодную выставку наших работ, и мы пригласили Маргарет показать свои прекрасные квилты, провести мастер-класс и вообще, быть почетным гостем на выставке. И она все сделала на отлично, несмотря на свой преклонный возраст и утомительное путешествие из Европы в Африку. Неутомимая, задорная, яркая, она была самым главным украшением выставки. И это не удивительно, ведь Маргарет настоящий художник с большой буквы! Круг ее творчества варьируется от серьезной музыки до искусства пэчворка (квилт, лоскутное дело, курак, пэчворк), при этом она достигает блестящих результатов в каждом виде творчества.

Пианист, клавесинист, концертный исполнитель, педагог, член музыкального факультета Стэнфордского университета в течение 25 лет, композитор, исполнитель, кинорежиссер, художник-коллажист, художник, писатель, видеооператор, автор художественных книг, хранительница леса в Сонома в Калифорнии и, наконец, лоскутница.

Ее работы выставлены в музеях, театрах и университетах.

Margaret Fabrizio

Ее маски, коллажи, картины принадлежат частным коллекциям, инсталляции и жилые конструкции ее «Taliesen» (поместье площадью 40 акров в графстве Сонома в Калифорнии, известное как «Cazadero Nature and Art Conservancy») раскрывают многогранную личность.

Итак, в начале 2020 года Маргатер прилетела в Найроби, чтобы встретиться с нашей гильдией, познакомиться с местными мастерицами и, конечно, показать себя. На заседании гильдии она рассказала удивительную историю о путешествии в Индию в поисках африканского племени сидди и показала свое последнее увлечение – пэчворк в стиле «каванди». Две эти темы, как не странно, взаимосвязаны.

Сидди из Карнатаки в Индии — потомки как ранних африканских иммигрантов в Южную Азию, так и порабощенных африканцев, привезенных в Гоа на западном побережье Индии португальцами в начале XVI века. Постепенно они освободились от рабства и двинулись на юг, в отдаленные горы Западный Гатт в Северной Карнатаке, чтобы создать свободные и независимые африканские диаспоры.

Несмотря на то, что они переняли, адаптировали и интегрировали многие аспекты индийских культур, сидди сохранили и трансформировали некоторые африканские традиции. В их искусстве можно выделить традицию пошива лоскутных одеял, известных как «каванди».

Женщины шьют матрасы и одеяла/покрывала в стиле «каванди» для своих детей и внуков. Прогуливаясь по деревне сидди, можно увидеть их на заборах, на веревках или разложенными на низких крышах на солнце. Тем не менее, они мало известны за пределами деревень сидди, и даже в самой Индии.

Лоскутные одеяла сидди, сочетающие в себе яркий набор лоскутков, нарезанных из поношенной одежды, очень оригинальны, но при этом у мастериц стеганых одеял есть много четких и точных понятий о качестве, красоте и необходимости «правильно отделать» углы треугольными лоскутами, называемыми фуласами, или цветами. Женщины-сидди в зависимости от веры (католички или мусульманки) иногда включают в свой дизайн кресты или полумесяцы, а детские одеяла часто украшают множеством маленьких ярких пятен «тикели».

Margaret Fabrizio

Маргарет показала нам несколько своих работ в стиле «каванди», вызвав бурю охов и ахов у слушательниц. Мы все были поражены яркостью, эксклюзивностью каждой ее работы, которая может украсить любую коллекцию и серьезный музей. Затем на нашей выставке мы изучали ее квилты, любуясь ими на стенах выставочного павильона.

Я загорелась и захотела сшить свое «каванди». Однако на нас обрушились пандемия, локдаун, шок и легкая депрессия… Не до кованди было. И вот только после трех прививок от ковида я села за реализацию прошлогодней идеи шитья не по правилам из остатков и старой одежды. Не стала сразу замахиваться на большое покрывало или одеяло, решив сделать первую работу небольшой, чтобы и попробовать себя в новой технике, и не заморачиваться сильно, если не получится.

Многие мои читатели знают, что я старюсь не покупать ткани для лоскутного шиться, обходясь обрезками тканей из мастерской по пошиву одежды, остатками от проектов и вышедшей из употребления одеждой моих близких (в частности, люблю мужские рубашки). Поэтому идея женщин-сидди мне нравится и отвечает моим убеждениям, что лоскутное шитье/квилт/пэчворк/курак нужно создавать из того, что есть под рукой, а не скупать дорогие ткани в магазинах. Главное – утилизация и «зеленый» подход к творчеству. Со мной многие не согласятся, однако как эколог я убеждена, и могу на пальцах объяснить, почему и зачем. Только не о том моя статья сегодня.

Для изготовления «каванди» нужен минимум инструментов и материала, ведь шить будем только руками:

— кусок ткани-основы (у меня была спинка старой мужской рубашки размером 60 на 60 см),

— ножницы,

— утюг или просто линейка для заглаживания краев лоскутов,

— длинная тонкая игла,

— прочные х/б нитки средней толщины под цвет ткани-основы и

— куча остатков тканей или ненужной одежды.

Важно загладить края основы внутрь примерно на сантиметр, чтобы прямо к нему пришивать первый круг лоскутов. Тогда края работы у вас будут аккуратными и ровными. Края лоскутов также нужно заглаживать с двух сторон. Чтобы понять принцип работы, посмотрите мои фотографии к статье или найдите в Ютубе видео других мастериц.

Выходные у меня были полностью посвящены ненашему кураку, но результат мне понравился.

Фото Эльмира Алейникова

Несколько мыслей по ходу работы:

– Не нужна вкладка внутрь изделия, т.к. ткани наслаиваются друг на друга и получается плотное готовое полотно;

– В работе можно использовать как яркие лоскуты, так и темных расцветок, просто нужно их перемешать так, чтобы они чередовались;

– Игла должна быть очень острой, чтобы протыкать слои тканей;

– Шить можно, сидя перед экраном телевизора или компьютера, и смотреть фильм;

– При шитье не нужно затягивать нить, иначе готовая работа будет перекашиваться, как у меня;

– В дело идет все – от рубашек и другой ненужной одежды до мелких лоскутов;

– К этому творчеству можно привлечь детей, им понравится выбирать конструировать кусочки тканей, резать старые вещи и вообще учиться шить;

– На одно покрывало уходит куча тряпочек, так что экологичная утилизация текстиля обеспечена.

Фото Эльмира Алейникова


Для тех, кто хотел бы побольше узнать о Маргарет и женщинах из африканского племени сидди в Индии, внизу ссылки:

ARTEMORBIDA

African Quilts of India

Другие статьи автора читайте здесь

Похожие записи

Дети учатся измерять качество воздуха

КАРАГАНДА: ЖАРКИЕ СПОРЫ ОБ АЭС

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ПОЛИГОН: ШОУ ЯДЕРНОГО КОЛОНИАЛИЗМА?