В фокусе птицы и растения

236 просмотров
птица

Фотографирование дикой природы по всем правилам – вот одна из тем, которую выбрали для самообразования участники конкурса «Биоразнообразие Семиречья: уязвимые виды, белые пятна».

Проект стартовал несколько месяцев назад. 29 августа нынешнего года в Институте ботаники и фитоинтродукции Республики Казахстан прошел семинар «Как фотографировать птиц, растения и ландшафты».


Как правильно фотографировать животных, растения, ландшафты? Казалось бы, вопрос неуместный. Конечно же, кому как нравится! Но это не так, если снимки предназначены для определения вида для научных целей.

человек

Подводить итоги конкурса мы будем в феврале 2024 года, но уже сейчас видно, что проект очень сильно простимулировал людей ездить по Семиречью и фотографировать. Сейчас опубликованных фотографий набралось уже в два раза больше, чем за все предыдущие годы. Можно сказать, что произошел перелом интереса в этой тематике. Хотя качество фотографий иногда расстраивает», – заметил старший научный сотрудник института, дендролог и эксперт платформы iNaturalist Владимир Эпиктетов.

 

О птицах на семинаре рассказывал Андрей Баздырев, заместитель директора Межрегиональной общественной организации Экологический центр «Стриж» из Томска, много фотографирующий птиц и в России, и в Казахстане. Выступление Андрея показало, что фотоохота на птиц дело не только серьезное, но и азартное занятие, имеющее много разных нюансов. Например, важна даже одежда, в которой фотограф будет искать или подкрадываться к птицам. Она не должна шуршать! В целом, собираясь на природу «за птицами» с фотоаппаратом или смартфоном, важно сделать несколько вещей. Во-первых, решить кого именно, какую птицу или птиц, хочется найти. Во-вторых, собрать информацию об их образе жизни и местах обитания. В-третьих, провести планирование маршрута с определением локации и логистики. И, наконец, иметь адекватное оборудование: бинокль, фототехнику, подзорную трубу, колонку (для приманивания самцов), одежду, обувь на прочной подошве.

человек

Типы поиска бывают разными: маршрутный пешеходный или автомобильный, стационарный, комбинированный», подчеркнул Андрей.

 

В Казахстане можно найти немало интересного, так как в стране огромное количество территорий, где из фотографов, снимающих птиц, никто никогда не бывал. Где птицы концентрируются? В разные периоды по-разному. Во время миграций в кустарниках, где могут найти защиту, отдых и корм. Если весной или осенью пойдешь в кустарниковые заросли в ущельях, то наверняка несколько видов встретишь. Также на лугах. Там встречается много интересных насекомых. Во время зимовки много кого можно встретить на незамерзающих водоемах; свалках, где иногда могут быть и крупные хищные птицы. В любое время года важно исследовать пограничные места обитания, например водоемы по на краю леса. Они привлекают разнообразных птиц и околоводных, и лесных», рассказал Андрей.

Фотоохота на птиц, конечно, не наука сама по себе, но очень непростая практика, требующая некоторых специальных знаний. Например, при приманивании нужно знать, что не стоит это делать долго. Если птица быстро не отозвалась, то стоит прекратить, для нее это дополнительный стресс. Очень важный момент ракурс, с которого делается снимок. По сути, он определяет, удастся ли потом определить птицу или нет. Важно, чтобы были хорошо видны окраска всех основных частей ее тела, проекция перьев на крыльях… Это дает вид сбоку. Но некоторые группы, например, чайки, нуждаются в дополнительных фотографиях. Их различают по цвету окончания крыльев, для идентификации важен и цвет ног.

цветок

Тюльпан Регеля

Какие самые интересные, многообещающие места для фотоохоты существуют в Казахстане? На этот вопрос Андрей ответил, что для алматинцев это озеро Сорбулак и Большое Алматинской озеро (БАО).

Сорбулак – это место концентрации птиц на всех этапах их жизненного цикла. И во время миграций, и во время гнездования. На БАО можно встретить немало редких горных видов. На севере Казахстана это Кургальджинский заповедник, где нередко встречаются и эндемичные виды и где расположена самая северная в мире колония фламинго. И, конечно, побережье Каспия, через которое лежат миграционные пути пернатых при перелете на зимовку в Иран.

О том, как фотографировать растения, чтобы эти снимки были полезны для экспертов и ученых, рассказывал Владимир Эпиктетов. Начал он с замечания, что, если птиц в Казахстане, даже с учетом перелетных, насчитывается порядка 500 видов, то растений – порядка шести тысяч.

Иногда думаю, столько людей фотографируют птиц! Почему они же не снимают растения? Потом вспоминаю, что у них мощные объективы для удаленной съемки, а растения надо снимать близко. Хотя некоторые снимают растения с десяти метров, и получается очень неплохо», заметил Владимир.

Что должны знать фотоохотники «на флору»? Для растений, как и для птиц, важен ракурс снимка «вид сбоку». И фотографы должны руководствоваться правилом «если не знаете, что за растение, делайте максимальное количество снимков, и в режиме макросъемки».

Вот вроде бы банальный тысячелистник. Все его знают, а между тем, в Казахстане около десяти его видов. Чтобы точно определить тысячелистник на фото, нужно, чтобы на снимках были видны: сбоку чешуи обертки, а также рассеченность листовых пластинок. Именно это несет определительную информацию для ученых. Красивый вид сверху цветка, увы, почти никак не поможет с определением», отметил Владимир. 

Александр Дубынин, научный сотрудник института, эколог и координатор проекта «Природное наследие Семиречья: знать, чтобы сохранить», в рамках которого проводится конкурс и образовательные семинары, коснулся истории сбора информации о растениях.

человек

Еще со средних веков люди фиксировали растения. И это был не гербарий, в основном их зарисовывали и обменивались семенами. В XVIII веке Карл Линней ввел практику такого обмена, ему слали рисунки и семена со всего мира. Дотошно сделанный, с прорисовкой деталей, рисунок растения это, в общем, аналог серии фотографий, которые сейчас требуются для платформы iNaturalist», заметил Александр.

При фотографировании растений очень важно, чтобы фон «не мельтешил», был ровным и глубоким, а снимаемый экземпляр был четко виден и находился в фокусе снимка, обратил внимание эксперт. Близкие виды желательно снимать с одинаковым ракурсом, чтобы можно было понять их различия. И опять же необходима макросъемка плодов, шипов, мелких цветов. У разных видов нужно обращать внимание на те элементы строения, которые помогают специалистам в определении. Например, у папоротника очень важно снять оборотную сторону листовой пластинки, где находятся сорусы. У лютика – чашечку сбоку. У колючих растений, например, у шиповников нужно обращать внимание на размер и форму шипов. У гречишных нужна макросъемка плодов с масштабной линейкой. По зонтичным надо делать серию из 5-6 снимков зонтик, зонтичек (это более мелкий зонтик второго порядка), стебель, листовую пластинку, общий вид. Водные виды необходимо вынуть на берег и фотографировать на белом или темном однородном листе, фотография сквозь мутную воду дает мало информации.

В общем, как показал семинар, фотографировать птиц и растения для определения вида, а не просто на память о встрече, надо несколько по-иному. Хотя правила эти, как подчеркивали выступающие, может освоить любой любитель природы. Главное было бы желание.


Фото Андрея Баздырева предоставлено А. Баздыревым.

Фото Владимира Эпиктетова предоставлено В. Эпиктетовым.

Фото Александра Дубынина предоставлено А. Дубыниным.

Фото: Арчовый дубонос. Kudaibergen Amirekul.

Фото: Тюльпан Регеля, В. Эпиктетов.

Другие статьи можно посмотреть здесь.

Об этом тоже важно знать