О сельском патриотизме и экологии

by Данил Утюпин
731 views

Сейчас в Казахстане появляется много экологических инициатив, связанных с сохранением зеленых насаждений, защитой парков и скверов от застройки, раздельным сбором и переработкой отходов, продвижением велотранспорта. Однако почти все подобные инициативы рождаются в крупных городах, их отголоски можно услышать в пригородах, и куда реже они возникают в деревнях и аулах. Многие городские активисты едва ли знают, что происходит в сельской местности, и какая там экологическая обстановка. Кажется, пришла пора начать восполнять этот пробел.


А ведь проблем в селе хватает. Это – вырубка зеленых насаждений, загрязнение водоемов и рек, дефицит питьевой воды, перевыпас пастбищ, эрозия почв и их загрязнение химическими веществами, природные пожары, соседство с мусорными полигонами, куда привозят отходы из города и вдобавок стихийные свалки, созданные самими сельчанами.

Недалеко от Алматы находится село Каргалы (прежнее название – “Фабричный”). Там проживает известный уйгурский писатель Исмаилжан Иминов, который, помимо писательства, работает учителем литературы и русского языка в местной школе и много путешествует по Центральной Азии.  Его перу принадлежат книги «В сердце Азии», «Моя Кашгария», «По караванному пути великого Чокана», «Арал: в поисках потерянного моря», «Родники моего детства» и другие.

Он поведал о своем любимом поселке.

По его словам, экологическая обстановка здесь – не самая плохая, но, как и везде, есть свои проблемы. Человеку, который впервые окажется в этом поселке, может броситься в глаза мусор, разбросанный вдоль улиц и местной речки, текущей с гор. Но так было не всегда и, надо надеяться, будет не всегда.

– Я помню, как, когда я был ребенком,  моя мама вставала на рассвете и принималась подметать двор и территорию за воротами, и так делали все жители нашего села. А старшие твердили младшим: “Съел конфету – спрячь фантик в карман, а потом выбрось в урну”. Мы проводили субботники в горах и ставили щиты с надписями: «Берегите природу! Природа – наш дом» на русском и казахском языках.

Но в 90-е годы Суконный комбинат закрылся, и многие коренные жители уехали из поселка. Стали приезжать люди из других регионов, эта традиция была утрачена. Появились люди, которые выбрасывали бутылки и пачки сигарет из окон машин, мыли в речке свои автомобили и оставляли возле нее мусор после пикников.

Но я верю, что мы здесь наведем порядок, ведь раньше было еще хуже, мусора было еще больше. Кроме того, раньше в поселке и  за его пределами активно вырубали деревья на дрова. Лесополоса вдоль трассы Каргалы-Узанагаш практически исчезла. Но в 2007-м году в село был проведен газ, и массовая вырубка прекратилась, даже вдоль вырубленных лесополос поднялись молодые отростки. В реке стала потихоньку появляться рыба, которая исчезла еще в советское время из-за стоков Суконного комбината.

Так что положительные изменения однозначно есть, но, вместе с тем, все равно остаются угрожающие тенденции. Это касается, например, передачи в частные руки предгорных территорий, которые раньше были открыты для всех, и люди ходили туда гулять, отдыхать, собирать грибы, травы, но теперь многие участки стали недоступным для простых людей, – рассказал Исмаилжан Иминов.

По мнению писателя, забота об окружающей среде в сельской местности обретает перспективу, когда сочетается с локальным местным патриотизмом, любовью к своему селу,  родному краю, «Туған жер». И, возможно, в этом отличие сельского экоактивизма от городского, многие представители которого принимают или принимали участие в различных международных проектах и инициативах, учились или работали заграницей, регулярно общаются с представителями природоохранных организаций из других стран.

– Сначала нужно навести порядок в душах людей. Мне бы хотелось, чтобы в первую очередь изменились люди, чтобы они по-другому начали относиться к своему селу, к природе, к землякам, чтобы не смотрели на село как на временную стоянку. Этому может помочь знание родного края, его истории, знание того, какие события здесь когда-то происходили, какие выдающиеся личности в свое время здесь жили, как менялся поселок в течение десятилетий. В этом случае судьба родного края становится неотделимой от собственной личной судьбы, а охрана окружающей среды перестает быть чем-то абстрактным и далеким от повседневных нужд, – отметил Исмаилжан Иминов.

Обо всем этом как раз можно узнать из книг писателя, в первую очередь, из книги «Первая Каргалинская…» и «Родники моего детства». Ниже приведен отрывок из последней книги:

Летом мальчик спал во дворе, под виноградником, и просыпался на заре с первыми петухами. Первым начинал петь их петух, затем подхватывал соседский и через минутку кукарекали все, извещая, что наступило утро.

 

Раньше всех вставала мама и сразу начинала подметать двор и примыкающую к дому улицу. Просыпался и отец, прочитав намаз, начинал готовиться к работе. Приведя в порядок двор, мама шла за водой к роднику, который был на берегу реки. Вместе с мамой, взяв своё маленькое ведерко, шел и мальчик. У родника собирались женщины, дети, пожелав друг другу доброго утра, они разговаривали, делились новостями.

 

Медленно, не торопясь, мама ковшиком набирала воду из родника в ведро, зацепив ведра на коромысло, красиво несла воду домой. А мальчик, набрав воду в ведерко, спотыкаясь, бежал, вслед за мамой. Так продолжалось долгие годы, так проходило его детство.

 

Краем родников и бурной реки называли родной поселок мальчика. Здесь было много родников, а один из районов большого поселка именовали – Майбулак – место, которое богато родниками. На берегу реки, недалеко от дома мальчика, было два родника. Весной полноводная река заливала их. Как-то мужчины укрепили берега одного из родников бетоном, и вода в нем исчезла. Мальчик страшно переживал. Ему казалось, что он потерял любимого друга.

 

Поселок рос, люди строили многоэтажные дома, копали улицы, проводили водопровод, и нарушили хрупкий организм родников, и ключи исчезли. Вместе с родниками незаметно  ушел и прежний дух поселка. Поселка, который уже никогда не вернешь. Выросло уже несколько поколений  людей, которые не видели, не пили чистую воду прозрачных родников.

 

Годы, к сожалению,  летят быстро. Давно ушло детство, прошла и юность. Мальчик стал зрелым мужчиной, у него выросли дети, но ему часто снится его детство. Во сне они с мамой сидят у родника и пьют воду. Воду, вкуснее, которой он никогда не пил в жизни. Мужчина просыпается, его мучает жажда, он ищет воду, но не может найти и с горечью думает: «Родники моего детства! Где вы?» 

Данил Утюпин

Фотографии Яны Пашкевич.


Также следите за нашими обновлениями и присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Instagram @livingasia.online

Facebook @livingasiaonline

Youtube @livingasia.online

Об этом тоже важно знать