Герой сегодняшней публикации ЛИВЕНЬ. Living Asia — Сайраш — современный казахстанский композитор. Его энтузиазму и новаторству можно только позавидовать. Сайраш высказывает свою активную гражданскую позицию довольно необычным образом — при помощи музыки. В особенности нашу команду заинтересовал его альбом «Танцуя на грани пропасти». Ведь в нем Сайраш при помощи электронной музыки смело встает на защиту нашей планеты. Поэтому обязательно кликайте СЮДА выбирайте альбом «Танцуя на грани пропасти» и наслаждайтесь музыкой об экологии, пока читаете наше интервью с этим удивительным человеком!
Примечание от автора
Сайраш – современный композитор, необыкновенно талантливый человек, в музыке которого есть и бережное отношение к традициям, и свобода самовыражения, и жажда экспериментов. Слушая треки на сайте www.sairash.com, я была очарована его обработкой национальной музыки – альбомами «12 казахских песен», «Kazak Eli», и, особенно – альбомом «12 татарских песен».
А поводом для нашей с ним встречи послужил диск «Танцуя на грани пропасти», в котором Сайраш собрал 14 экологических композиций. Вызывает большое уважение, когда известные музыканты создают музыку на тему охраны окружающей среды. На мой взгляд, это вносит огромный вклад в дело ООС, привлекая внимание людей к этой острой теме и побуждая их совершать действия для исправления ситуации.
И тем более ценно, что Сайраш создал не просто пару композиций на экологическую тему, а целый альбом. Слушание этой музыки было похоже на дегустацию экзотического блюда. Рваные ритмы, напряженные, странные, порой непривычные для меня мелодии с первых же нот порождали ассоциативный ряд. Мое активное эко-мышление сочиняло клипы на каждую композицию. Можно сказать, что я больше СМОТРЕЛА, чем слушала эту музыку. Мне было интересно – а есть ли уже созданные клипы в рамках этого альбома? Используют ли музыку для экологических фильмов и роликов? И что послужило поводом или импульсом у автора для создания «Танцуя на грани пропасти» – единичное событие или же сформированная годами гражданская позиция?
Наша беседа была для меня долгожданным событием и огромным удовольствием. Сайраш отвечал на вопросы увлеченно, эмоционально, но при этом было ощущение, что, разговаривая, он все время прислушивается к чему-то внутри себя, и в любой момент может вскочить, взять ручку и начать записывать мелодию.
— Расскажите, пожалуйста, удивительную историю, как Вы стали композитором.
— На самом деле, я чувствовал сильную тягу к музыке с раннего детства. Но ни я, ни мои родители не придали этому значения, и до 57 лет моя жизнь протекала совсем в другом русле. Сначала я был физиком, потом – бизнесменом. И вот, когда бОльшая часть жизни была прожита, и пришло время смотреть в суть, мое предназначение начало тихо стучаться ко мне в виде снов. Во сне я исполнял музыку. И часто это были концерты с известными и любимыми мной музыкантами. Я просыпался и помнил всю эту музыку, она продолжала звучать во мне. Сначала я старался не обращать на нее внимания. А потом взял гитару и стал наигрывать. Через какое-то время начал записывать. Материал все набирался и набирался, и его стало достаточно много. И я подумал – может, записать диск? Этим диском я отдам долг моей внутренней природе.
И все произошло наилучшим образом. Среди моих знакомых были два человека, которые имели отношение к музыке – Бахыт Омаров и Казбек Спанов (один из создателей группы JCS). Они собрали профессиональных музыкантов, аранжировщиков и исполнителей, и мы очень быстро выпустили первый диск, который я назвал «Мелодии снов».
И после того, как я издал первый диск, пришло ощущение, что поток музыки, проходящей через меня, еще усилился. Я едва успевал записывать. В первый же год я выпустил шесть (!) альбомов, а материала уже было на десятки. Некоторые альбомы я писал по три года, такие они были масштабные. К настоящему моменту у меня уже почти 50 альбомов. Можно сказать, что основной материал, который во мне все это время находился, я вытащил на свет и превратил в продукт, который можно слушать.
И теперь у меня есть чувство исполненного долга по отношению к моей природе. Я успел заскочить в последний вагон. Каждый человек счастлив, когда делает то, что ему нравится, что у него хорошо получается. И в этом плане я чувствую себя счастливым, но все же не до конца.
Есть некоторое сожаление, что если бы я с детства занимался музыкой, овладевал музыкальным языком, как речью, то я был бы более умелым. Ведь что такое музыка? Это биохимические реакции в нашем мозгу. Мозгу все равно — мысль ли это или мелодия – это способ коммуникации или реакция на внешние и внутренние раздражители.
К сожалению, я не до конца развил заложенные во мне музыкальные способности. Но в рамках возможного в моем возрасте и при моих умениях, я сделал все, что мог. Слава богу, что у меня была работа, которая позволила мне профинансировать выпуск всех моих альбомов и облечь все мои мелодии в форму.
Теперь у меня есть чувство исполненного долга по отношению к своей природе
— Мне не терпится узнать подробности о Вашем экологическом альбоме «Танцуя на краю пропасти». Он Вам тоже приснился? Или какой был импульс создания альбома?
— Когда я начал писать музыку, я хотел охватить как можно больше жанров и стилей. И одно из направлений, в котором мне хотелось поработать, — электронная музыка. В ней есть нетипичные мелодии и огромное количество нетипичных звуков. Когда я начал делать альбом, то вспомнил о своей знакомой, Ангелине Ершовой, музыканте, которая получила грант и закончила консерваторию в Риме (Италия), как раз специализируясь в ключе электронной музыки. Первый альбом, который я решил сделать в этом направлении, был на тему космоса, контакта с инопланетянами. Мне всегда эта тема была интересна, и электронная музыка идеально подходила к ней. Я нашел Ангелину, и она согласилась перевести мою концепцию в готовую музыкальную форму. Альбом называется «Формула Дрейка». И потом сразу после выпуска «Формулы…» у меня возникли концепции и экологического («Танцуя на краю пропасти»), и экономического («Танцуй назло кризису») альбомов. Вместе с Ангелиной мы сделали и эти два альбома.
— В альбоме «Танцуя на краю пропасти» названия композиций показывают Ваше глубокое владение экологической темой («Атака на экологическую станцию», «Кроваво-Красная книга», «Танец гибели китобойного судна», «В сковородке глобального потепления», « IAAPEA»…). Откуда у Вас такой интерес к защите окружающей среды?
— Когда я задумывал этот альбом, то хотел подарить его организации «Greenpeace». Думал, что они будут пользоваться моей музыкой в своих программах. Но их контакта я так и не смог найти.
Откуда у меня интерес к экологии? Я родился на берегах реки Чу. В моем детстве это была полноводная река. Я помню весенний ледоход на этой реке. Шум стоял невозможный. Огромные льдины наезжали друг на друга… Чу была как Ангара или Енисей по масштабам. В своих мемуарах русские путешественники 19 века, побывавшие в наших местах, описывали Чу как реку, берегов которой они не могли видеть. И в этом регионе водились тигры! Огромная была река. А, уже когда я поступил и уезжал в Алматы, эта река превратилась в арык. Ее полностью зарегулировали, в Киргизию увели Чуйский канал… Она обмелела, заболотилась, вся рыба исчезла… А тигры были истреблены еще в 30-е годы. И на моих глазах исчез Арал. Я помню эти дискуссии в конце 80-х годов о повороте северных рек…
Причина исчезновения Арала – это милитаризация всего человечества
Причем, на мой взгляд, причина исчезновения Арала – это милитаризация всего человечества. Тема экологии и милитаризации тесно взаимосвязаны. Ведь самая большая угроза жизни – это атомная война. Я сам – пацифист, и в ужасе смотрю на то, что происходит на планете Земля. Мы оказались самым опасным видом на Земле.
— Первый трек в вашем эко-альбоме так и называется «Самый опасный вид на Земле».
— Да. Интерес к экологической теме – часть моей сущности. Я помню, как меня задела массовая гибель сайгаков. В моем детстве сайгаки бродили у нас в огороде. Мы пытались их догнать, а папа нас отговаривал. А сейчас сайгаков нет вообще в тех местах… Мы так быстро истребляем живность!
А музыки на тему окружающей среды я не слышал. Вот и захотел издать такой концептуальный альбом. И удивительно, что ваше экологическое движение где-то в недрах интернета увидело мой альбом, и ко мне обратилось. Мне это очень лестно.
— А что означает девятая композиция из Вашего альбома, которая называется «Пост-бургер»?
— Как раз, когда я писал свой альбом, ученый-шотландец по фамилии Пост представил миру бургер стоимостью 250 000 $, созданный из мясных волокон, выращенных из стволовых клеток. Ученый вывел стволовые клетки коровы, и в лабораторных условиях вырастил мышцы. Эти стволовые клетки с помощью манипуляций можно вырастить до любых размеров и превратить в любую часть тела. Их можно спокойно готовить и есть. Это – даже не растение, это — просто собрание клеток, не обладающее сознанием.
За счет новых технологий и искусственного интеллекта мы можем отказаться от содержания животных ради мяса, массовых посадок культур. Мясо будет производиться из стволовых клеток, а гидропоника вытеснит массовые посадки.
За счет новых технологий и искусственного интеллекта мы можем отказаться от содержания животных ради мяса, массовых посадок культур
— Вы говорите, что у Вас была концепция экологического альбома. Что появилось раньше – названия композиций или музыка?
— Концепция выработалась сразу. И музыка уже рождалась согласно концепции. Сначала рождается мелодия. Но связь между мелодией и названием слушателю должен навязать именно композитор. Вы должны создать образ, который будет намертво связан с названием.
Я сразу определил круг тем, которые собирался озвучивать.
— Название двенадцатой композиции альбома – IAAPEA. Эту аббревиатуру знают даже не все зеленые.
— Я специально поставил эту аббревиатуру, чтобы людей она заинтересовала. Чтобы каждый задался вопросом и начал искать.
СПРАВКА: IAAPEA — Международная ассоциация против болезненных экспериментов на животных, (англ. International Association Against Painful Experiments on Animals, IAAPEA) — созданная в 1969 году негосударственная международная организация, чьей задачей является развитие гуманных методов исследования, альтернативных опытам на животных. Консультант Экономического и социального совета ООН.
Источник: Wikipedia
— Понятно, что Вы – против опытов над животными. А как вы относитесь к охоте и рыбалке?
— Я – противник любого насилия над животными, даже в самых благородных целях – исследований в области медицины, космоса… И мне кажется, что содержание животных для их поедания скоро станет позорной страницей в истории человечества. Мы сможем питаться тем мясом, которое, как я уже говорил, будет выращено из стволовых клеток. И я думаю, что придет время – и это произойдет очень скоро — когда мы перестанем жить в городах и переселимся жить ближе к природе. Для жизни животных на воле будут созданы гораздо лучшие условия, чем сейчас.
Содержание животных с целью их поедания скоро станет позорной страницей в истории человечества
Я не люблю цирки и зоопарки, и домашних животных я дома уже не держу. Все равно даже для кошек и собак жить дома — это не совсем естественно.
К охоте я отношусь отрицательно, к рыбалке – тоже. Преследовать животных с целью убийства – это, на мой взгляд, нечестно. Я думаю, что надо просто запретить охоту, и все. В детстве я рыбачил, мне было интересно. Но, когда вырос, то отказался и от этого.
— Четвертая из Ваших композиций называется «Джинн из радиоактивной бутылки». О чем она?
— Гонка вооружений в последнее время снова начала разворачиваться. В своем недавнем послании Президент России объявил о успешных испытаниях новейших образцов ракетно-ядерных вооружений, работу на которым из-за высоких расходов оставили в свое время СССР и США. Очевидно, что ответ США не заставит себя долго ждать. Ядерное оружие стремительно расползается по миру, ведь практика международных отношений показала, что обладание ядерным оружием – это единственный гарант от поползновений агрессивных соседей.
— А как вы относитесь к атомной энергии? Ведь Вы все-таки физик в прошлом…
— Тему небезопасности атомной энергии я разворачиваю в своем новом альбоме, посвященном Чернобылю и Фукусиме. Когда я увидел раздачу гуманитарной помощи после аварии в Фукусиме, я поразился. Люди выстроились и ждали своей очереди. Никто не нарушал очередность, не хватал воду. Японцы – очень дисциплинированный народ, выработавший в себе к настоящему времени просто железную дисциплину. Их техника отличается высочайшей точностью. И даже они не смогли предусмотреть возможность аварии. Фактически, весь океан возле Японии оказался отравлен. Если это произошло в Японии, что тогда говорить о других странах?
Поэтому я – за чистую энергию – за солнечную, ветровую… Ну, или, например, развитие термоядерной реакции…
— Трек номер 3 Вашего альбома – «Чистая энергия». А что насчет шестого трека — «В сковородке глобального потепления»?
— Сейчас уже очевидно, что объем выбросов СО2 от человеческой деятельности впервые в истории цивилизации достиг уровня, способного резко изменить баланс энергии планеты, и, следовательно, климат Земли. Миллиардами лет природа запасала углероды внутри себя в виде угля, нефти, газа и прочее. А мы за короткое время – за 100 лет — большую часть этих запасов превратили в углеродистые соединения, изменяющие энергетический баланс. Уровень воды в Мировом океане по разным причинам может подняться до метра.
— Второй трек вашего альбома называется «Почти безнадежная миссия «Greenpeace»». Почему?
— «Greenpeace» и прочие организации должны быть как набат. Их задача — привлекать внимание к проблемам. А исправлять ситуацию – это дело технологий. Сейчас вся надежда – только на науку. Сознания человечества не хватает, чтобы изменить что-то. Либо мы должны резко сократить численность населения и вернуться к кочевничеству и простой жизни. Но ведь это невозможно? Конечно, хорошо было бы, если бы «Greenpeace» изменил сознание какого-нибудь президента, и он вместо того, чтобы тратить деньги на войну, вложил бы их на создание нового вида пищи или создание новых источников энергии. Триллиона долларов, бездарно потраченных американцами в Иране, хватило бы с избытком.
«Greenpeace» и прочие организации должны быть как набат
— На Ваши композиции из «Танцуя на грани пропасти» получились бы роскошные клипы, которые наглядно бы воплощали идеи Вашего альбома. Хотели ли Вы сделать клипы?
— Мне нравится клипы как вид искусства. Но у меня очень времени мало, поэтому я должен в этом вопросе полностью довериться специалистам. А я не уверен, что они сделают все хорошо.
— То есть сама идея клипов Вам нравится? А поддерживаете ли Вы желание «Ливня» организовать конкурс на создание клипов на Ваши композиции?
— Отличная идея! Мне это нравится. Я не хотел бы сам этим заниматься и отвечать за результат. Пусть молодежь творит! С удовольствием посмотрю, что из этого получится.
— А если кто-нибудь из кинопродюсеров захочет взять Ваши треки для фильмов, например, экологических?
— Я – только «за» и готов бесплатно предоставить свою музыку для фильмов.
— Огромное спасибо за беседу! Надеюсь снова с вами увидеться и поговорить после создания Вашего альбома на тему Чернобыля и Фукусимы.
— Да, этим альбомом я хочу завершить свое творчество. Я уже все сказал своей музыкой, что хотел.
Кочевой образ жизни – это чисто экологическое сознание
— По поводу нового альбома и вообще экологического движения.
Территория Казахстана очень сильно пострадала от деятельности человека. Причем, до 1928 года, когда мы были еще кочевниками, фатальных следов мы не оставили никаких. Реки не осушали, территорию не загрязняли. Даже памятников культуры нет. Надо сказать, что кочевой образ жизни – это чисто экологическое сознание. А потом, после 1928 года, все и произошло. Начиная с целины и опустынивания огромных территорий степи, более 500 наземных и подземных взрывов на Семипалатинском полигоне Азгир, до гибели Арала и обмеления и исчезновения множества рек и озер. Живого места на территории нашей страны не осталось. Я считаю, что все жители Казахстана должны быть в первых рядах экологического движения.
Все жители Казахстана должны быть в первых рядах экологического движения!
Практически каждую свою публикацию ЛИВЕНЬ.Living Asia заканчивает наставлением о том, что защита окружающей среды — это деятельность, касающаяся каждого из нас. И зачастую к этой деятельности можно подходить достаточно креативно. Чем мы, собственно, и занимаемся сами 🙂 Поэтому мы предлагаем вам присоединиться к нашей креативной команде экологически сознательных людей! Давайте совместно организуем конкурс на визуальное сопровождение треков, созданных героем нашей публикации — Сайрашем. Мы приветствуем любое проявление творчества — иллюстрации, фото, видео. Абсолютно все, что угодно, что сможет достойно передать характер экологических мотивов Сайраша. В одной из наших следующих публикаций мы объявим условия нашего конкурса, в котором смогут принять жители пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана).
Давайте будем экологически креативными вместе!
Автор публикации: Оксана Тарнецкая, музыкальный блогер под именем «omaprem» на сайте yvision.kz
За помощь в организации интервью благодарим команду Internews Казахстана