Продолжаем эксперимент с рецензиями на экофильмы. Мы просим настоящих экологов, профессионалов, экспертов в области охраны окружающей среды, стать на один день раз в месяц рецензентами и оценить с профессиональной точки зрения фильмы или книги на экологическую тематику, снятые или выпущенные когда-либо. На примере фильма «2012» мы уже разобрали, как на самом деле выглядит экологический апокалипсис. А сегодня наш рецензент Вадим Ни, руководитель Экофорума Казахстана оценивает главный экологический фильм 2016 года – «Перед потопом», снятый Леонардо Ди Каприо и Фишером Стивенсом.
Фильм, который запомнился не только тем, что в нем в роли журналиста выступает сам Ди Каприо, но и тем, что, пожалуй, впервые в документальном фильме про окружающую среду, среди интервьюируемых было такое количество мировых лидеров. Мы представили, что наша рецензия вполне могла бы быть сообщениями в чате мессенджеров или блогом в Telegram-канале, поэтому иллюстрируем ее стикерами – наклейками, которыми иллюстрируют в мессенджерах сообщения. В качестве образов выбрали самых интересных собеседников Ди Каприо в фильме.
В конце прошлого года в свободном прокате в Интернете прошел документальный фильм об изменении климата, созданный совместными усилиями режиссера Фишера Стивенса, актера Леонардо Ди Каприо и исполнительного продюсера Мартина Скорсезе. В тот период я получил огромное количество ссылок на этот фильм от самых различных людей, но подозреваю, что многие ограничились просмотром трейлера.
Хотя, на мой взгляд, «Перед потопом» – высокопрофессиональный фильм из категории «смотреть всем». Только поэтому я решился на рецензию к нему, сказав себе успокаивающе: «А не замахнуться ли мне на Леонардо, понимаете ли, нашего Ди Каприо?».
Пойти вслед за кумиром, чтобы открыть для себя окружающий мир
Фильм «Перед потопом» основан на трехлетнем опыте путешествий Леонардо Ди Каприо в различные уголки мира. Из них он открывает для нас разрушительные последствия изменения климата и безудержной эксплуатации человеком нашей планеты.
С первых минут просмотра у меня возникло опасение, что энергетика и обаяние Ди Каприо перекроют для многих восприятие сложной тематики изменения климата. Но, сделав приглашение, от которого трудно отказаться, знаменитый актер постепенно становится нашим проводником, помогающим увидеть мир вокруг себя, который мы не замечаем.
Создателям удалось блестяще решить проблему с харизмой голливудской звезды, постепенно «приглушая» ее по ходу фильма использованием довольно простых приемов. Появившись в кадре привычным и обожаемым многими Леонардо Ди Каприо, он постепенно уходит на второй план, надевая то кепку, то марлевую маску. Оператор тоже часто использует ракурсы, которые не фокусируют на актере излишнее внимание.
Это концентрирует внимание зрителя на кадрах катастрофы, которая постепенно развивается в различных уголках мира, и на мнениях различных людей, помогающих понять, что же происходит на планете Земля. И только во время встреч с Пан Ги Муном, Биллом Клинтоном, Бараком Обамой, протокол и равнозначность фигур не требуют использования таких «отвлекающих маневров».
Рассказать о сложном, но не быть нудным и скучным
Тема изменения климата – чрезвычайно сложная для раскрытия, даже когда ты работаешь с хорошо подготовленной аудиторией. Поэтому актер начинает свое путешествие с рассказа о собственных впечатлениях. Леонардо вспоминает триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», который висел над его детской кроватью.
Это три складывающиеся картины, на которых изображены последовательно Адам и Ева в райском саду, разросшееся человечество, пребывающее в состоянии земных наслаждений, и страдающие люди, оказавшиеся в разрушенном мире, олицетворяющем ад.
Включение личной истории позволяет раскрыть сердца и души зрителей – это путь к тому, чтобы донести климатические и экологические месседжи, которые обычно доступны только для достаточно подготовленных людей, обладающих специальными знаниями. Она служит важным вступлением в мир довольно сложных понятий и явлений, невидимо связанных друг с другом на больших пространствах и разделенных значительными временными промежутками.
Ответить на вопросы, но не погрязнуть в полемике
Когда рассказываешь аудитории о климатических вопросах, среди слушателей почти всегда находится скептики, использующие довольно стандартный набор вопросов. Их суть: «Может не стоит прикладывать таких серьезных усилий, чтобы предотвратить изменение климата? Есть естественные климатические циклы потепления и похолодания, а человек лишь вносит свой незначительный вклад». И ты обычно понимаешь, что скептики вряд ли изменят свое мнение вне зависимости от убедительности твоих речей.
В фильме представлено мнение «климатических скептиков», показано, что часто оно формируется лоббистами, которые отстаивают интересы угольных и нефтяных компаний.
Но лучше один раз увидеть проблему, чем сто раз услышать о ней – и фильм-путешествие с Леонардо Ди Каприо предоставляет зрителю такую возможность. Нет смысла обсуждать значимость вклада человека в изменение климата, когда добыча и использование углеводородов ведет к опустошению во многих уголках мира и повсеместному загрязнению нашей среды обитания.
Борьба с изменением климата – это возможность привести к единому знаменателю усилия по охране окружающей среды, оценивая их в выбросах «в универсальном эквиваленте углекислого газа» и в «углеродном следе» от нашей деятельности.
Раскрыть тему и стимулировать стремление к новым знаниям и действию
Изменение климата пронизывает многие вопросы охраны окружающей среды и устойчивого развития: традиционные углеводородные источники vs возобновляемые источники энергии, таяние ледников, катастрофические последствия повышения уровня моря для малых островных государств, глобальное потепление и одновременно возможное похолодание в отдельных регионах, уничтожение среды обитания в результате добычи энергоносителей и природных ископаемых, полное исчезновение многих видов животных и птиц, устойчивое потребление и «углеродный след» отдельного человека.
При просмотре фильма у меня вызвало восхищение то, как непринужденно была встроена информация об углекислом газе и метане как основных источниках глобального потепления. А еще потрясла и была новостью даже для меня связь потребления пальмового масла с уничтожением тропических лесов.
Из ключевых климатических тем, которые не удалось раскрыть в фильме «Перед потопом», я бы отметил только вопросы энергоэффективности в промышленности и жилищно-коммунальном секторе и сокращение «углеродного следа» посредством перехода к более устойчивым способам передвижения (немоторизированные и более экологичные виды транспорта), но нельзя объять необъятное.
Показать многообразие мнений и их общую взаимосвязь
В фильме приведены мнения людей из разных социальных групп: от представителей традиционных местных сообществ до известных политиков. Каждый из них видит эту проблему со своего ракурса, будучи носителем определенных знаний, основанных на долгом опыте проживания в одной местности, результатах наблюдений и специальных исследований, участии в решении климатических вопросов.
В свою очередь планы полуторачасового фильма позволяют вести зрителя от кадров «обезжизненной» земли в результате продолжительного и широкомасштабного освоения углеводородного сырья, разрывов пластов земли в процессе добычи сланцевой нефти в США к тающим ледникам Арктики и Гренландии, погружающимся в океан малым островным государствам (Кирибати, Палау), погрузившимся в густой смог городам Китая, исчезающим красотам коралловых рифов и мирового океана и вырубаемым тропическим лесам Индонезии, Амазонки и Африки.
И перед нами предстает картина современного глобализированного мира, в котором действия на одном его конце приводят к опустошительным последствиям на расстоянии многих тысяч миль. При этом только ближе к концу фильма возможно представить такие трудные для восприятия темы, как климатическое моделирование и Парижское климатическое соглашение.
Видеть все, как оно есть, но сохранить надежду и веру
В конце фильма, показав глобальную картину катастрофических изменений нашей среды обитания и Парижское соглашение как забрезжившую надежду, Леонардо вновь возвращается к своим детским впечатлениям от картин Иеронима Босха. Здесь нужно обратить внимание на то, что триптих «Сад земных наслаждений» имеет внешние створки – закрывая их, ты видишь третий день творения Бога с изображением Земли в виде сферы с землей, сушей и Творцом в верхнем левом углу, взирающим на своё творение.
Рассматривая картины в такой последовательности, ты не обозреваешь перспективу развития апокалипсиса человечества, а получаешь надежду на то, что люди могут сохранить дарованную им землю и воду для будущих поколений и веру в то, что в этом состоит основное предназначение Человека!
Читайте также: «7 советов Леонардо Ди Каприо о том, как спасти планету»
«13 фильмов об экологии, которые необходимо посмотреть каждому»