Советы журналистам: Как делать мультимедийные истории об экологии?

5581 просмотров

О чем стоит помнить, если вы собрались выпустить мультимедийный проект в своем СМИ? Каких ошибок стоит избегать? Журналист и продюсер таких проектов Артем Галустян дал три совета коллегам, которые хотят попробовать свои силы в мультимедиа.


Артем Галустян – журналист-международник, работал выпускающим редактором спецпроектов в издательском доме «Коммерсант». С места событий он освещал политический кризис на Украине в 2013—2015 годах, протесты в Армении в 2015 году и военные действия в Нагорном Карабахе в 2016 году.

Соавтор книги «Как новые медиа изменили журналистику 2012-2016». Среди проектов его авторства – мультимедийные истории «Земля отчуждения» и «День, когда кончилась война».

В начале марта Артем Галустян провел в Бишкеке тренинг о мультимедийном сторителлинге на экотематику для журналистов из Центральной Азии. Специально для «ЛИВНЯ» он дал несколько советов для тех, кто не смог побывать на этой встрече.


Правильно выбирайте тему


Очень часто люди оформляют как мультимедийный проект то, что абсолютно не подходит под этот формат. То есть, используют нерелевантный формат, нерелевантный контент, думая, что такая форма спасет плохое или бедное содержание.

Например, берут и делают «пять ресторанов нашего города» в виде большого сторителлинга. Хотя это абсолютно не тот случай. Таким образом формат девальвируют. Всегда нужно задумываться, насколько релевантна твоя тема, твое содержание, твой контент для такого насыщенного формата.

Артем Галустян на тренинге в Бишкеке


Не думайте о красоте


Многие думают, что мультимедийный проект – это, прежде всего, красиво. Но никогда не было в компетенции журналиста думать про красоту, например, газетной полосы или журнального разворота. И сейчас не настал момент, когда журналист должен думать о красоте. Здесь нужно думать о том, насколько широко, насколько глубоко твоя тема может быть выражена в таком формате.

На вопрос «почему ты решил именно в этом формате делать?» многие журналисты отвечают: «это же красиво!». А вот как это повлияет на восприятие самой публикации, не будет ли искажения материала, не будет ли это выглядеть громоздко, громко, габаритно? При том, что тема может быть мелкой. Вот об этом редко кто задумывается.

Артем Галустян и таджикские журналисты на тренинге в Бишкеке


Мультимедийный проект – не простая заметка


Многие думают, что, если есть Tilda, которая позволяет очень быстро собрать историю, значит можно придерживаться такого же цикла производства, как над обычной заметкой: сейчас быстренько возьмем текст и накидаем. То есть, относятся к сторителлингу в рамках старой парадигмы, привычного производства: у нас есть текст и будем разукрашивать его красивыми картинками.

И сейчас я наблюдаю: какой бы мультимедийный эпизод не готовили, этот эпизод часто неполноценный по своему содержанию, по своему звучанию. Это просто иллюстрация к тексту. Здесь нужно понимать буквально, что выражает твой экран. Почему одна фотография – на весь экран, а другая – на ширину текста. Почему у героя есть голос, а эксперт – только текстом. Почему аудио-визуальные акценты расставлены таким образом, а не по-другому.

В чем заключается опасность неправильного, некачественного сторителлинга? Ведь ты затрагиваешь мультисенсорным форматом все каналы восприятия аудитории. И если ты делаешь это неправильно, используешь нерелевантный формат, то твой месседж может быть не доставлен. Или, если и будет доставлен, не будет прочтен так, как ты этого хотел.


Как рассказать об экологии с помощью мультимедийных историй?


Сама тематическая плоскость непростая. Потому что не во всех экологических темах есть визуальный потенциал. Допустим, как визуализировать грязный воздух? Разве что брать Пекин, где все в смоге, и это создает особую картинку. В любом случае, правила игры те же самые.

В этом случае я бы привел в пример проект The Guardian – Fire Storm. Он про то, как семья спасается от пожара – это проект на экологическую тему. Он про глобальное потепление и про то, как оно влияет на человека на примере одной семьи.

Очень важно браться за тему не только с проблемой, но и с героями. Потому что герои очень часто вытягивают эмоциональный потенциал, делают историю стройнее, мелодичнее. Допустим, The Guardian могли создать проект с кучей карт и инфографик. У них бы это получилось, не сомневайтесь, но они не привлекли привлекли к этой теме столько внимания, если бы не показали человека внутри этой проблемы – то, как она влияет на жизни людей.

На самом деле, в этом на клеточном уровне проглядываются самые простые цели журналистики: как это влияет на человека, как вытаскивать его из этой проблемы, как решить ее. В любой истории, особенно в экологической, нужно брать человека в центр внимания.

Об этом тоже важно знать