Мусор + чуток фантазии = чудесные декоративные изделия

2554 просмотров

Что вы обычно делаете с мусором? С пластиковыми и стеклянными бутылками, пакетами от сока и молока, металлическими крышками от бутылок и соков, пивными банками и еще многим чем, что каждый день скапливается на кухне? Только честно! Выбрасываете? В одну кучу и — на мусорку, да? Угадала? Или вы, все же, собираете их и используете по второму кругу? А, может быть, среди вас есть такие творческие натуры, кто из всего этого мусора что-то мастерит — интересное и полезное — для дома и просто для красоты? Тогда этот фотоочерк — для вас. 


…Сорок пять минут езды от Найроби в сторону Национального парка, и вот мы уже ставим машину около огромной свалки, поблескивающей на солнце стеклянными боками. Гора разноцветных бутылок и банок притягивает меня к себе — столько интересного! Каких только форм и расцветок бутылок здесь нет! Многие вижу впервые в жизни, поэтому хочется выбрать парочку-другую и увезти с собой домой в качестве сувениров, но решаю сделать это попозже, когда осмотрю студию. Прошла вперед по дорожке, переливающейся цветами радуги, — она выложена стекляшками, и забыла про красивые пустые бутылки напрочь. Сколько тут удивительного!

Если театр начинается с вешалки, то студия «Kitengela Glass» («Китенгельское стекло») — с необычных кресел и столиков прямо в саду, где вы можете присесть и оглядеться по сторонам. Мебель сделана из старых железных прутьев, бетона и кусков стекла и, несмотря на тяжесть и неказистость этих материалов, взятых по отдельности, вместе они выглядят гармонично и воздушно. Правда, тяжелые… Внешняя ажурность, увы, обманчива.

У входа в выставочный павильон нас встречал металлический человечек, сделанный из пивных банок. Желто-черный, в забавной шляпе, которую можно снять с него и померить, человечек улыбался, мило приглашая внутрь. Переступив порог, мы оказались внутри светлой пещеры: стены и потолки украшены необычными зеркалами, стеклянными портретами, картинами из пластиковых бутылок и разными безделушками от местных дизайнеров. Поразила настольная лампа, виртуозно выполненная из стеклянных ампул из-под инъекций: сплющенные чем-то горячим, сложенные пирамидкой-абажуром ампулы равномерно рассеивали желтовато-оранжевый свет. «Как бы она хорошо смотрелась в моей спальне!» — мечтаю я. Но, подойдя к другой лампе, сделанной из переплавленных бутылок, забываю об «ампульной» и хочу вот эту — зелененькую…

А еще, хочу вон ту синюю хрюшку-копилку, бабочку и зеркало. Глаза разбегаются от находок мастеров — нравится почти каждая штучка. Переходя от одной вещицы к другой, восторгаясь и ахая, зашли в следующую пещеру к дикобразам, птичкам и цветам — всё сделано из вторсырья. Не верится, что из обычных бутылочных крышек можно смастерить вот такую красивую змею, а из разбитого зеркала и баклашки — настенное панно. Да, если руки растут из правильного места и фантазия — богатая, то из обычного мусора можно такие украшения для дома изготовить, что друзья и знакомые только обзавидуются. Вещицы-то будут эксклюзивными, то бишь в единственном экземпляре, — есть чему завидовать ценителям прекрасного и оригинального.

«Kitengela Glass» — студия посреди дикой природы. Вроде бы и город недалеко, а ощущение, что ты вдалеке от цивилизации — вокруг заросли кустарника, пасутся зебры, много разных птиц. Невысоко кружатся стервятники — где-то совсем рядом падаль. Только львов не хватает для полноты африканского пейзажа. Задираю голову и пытаюсь подсчитать, сколько их, любителей тухлятины, собралось в небе недалеко от студии, но не удается закончить счет, — веселый парень настойчиво приглашает меня зайти внутрь цеха посмотреть, как выдувают стекло.

Под закопченым куполом яркие цветные витражи, а из отверстия пробивается солнечный луч, что делает этот цех чем-то похожим на церковь. Здесь творятся чудеса. А как еще назвать действо, в итоге которого из переплавленных бутылок получается хрупкая ваза? Вот мастер достает из печи железной трубкой оранжевый кусок стекла и совершает с ним странные, на мой взгляд, манипуляции из-за чего он превращается в что-то похожее на абажур, и опять отправляет его в огонь. Второй раз парень дует в трубку, и получается уже шар, и снова — в печь.

В третий раз он дует в стекло, а его напарник режет дно, и вот уже на полу стоит прозрачное блюдо. Хотела сфотографировать чудо вблизи, но мне не разрешили подходить. Оказывается, это — очень опасно, ведь стекло ещё горячее настолько, что от соприкосновения с ним бумага мгновенно сгорает. Я недоверчиво посмотрела на парня, который мне это сказал, но он тут же схватил газету и кинул в середину блюда. Не успела я и глазом моргнуть, как бумага заполыхала, так что успела сфотографировать только пепел… Представляете, какая жаркая печь в цехе, и под каким градусом стекло плющится для того, чтобы сотворить простенькую вазочку? Разве не чудо?

Я была под впечатлением от увиденного и не заметила, как очутилась в прилегающем к цеху магазинчике с посудой. Фужеры, стаканы, вазы, блюда, графины — все сделано из собранных на городских свалках и переплавленных здесь банок, бутылок и, Бог знает, еще какого стеклянного мусора. Самое интересное, что, несмотря на внешнюю схожесть, все стаканы разные — штучная работа. Не найти ни абсолютно одинаковой расцветки, ни одинаковой высоты и формы. Вроде бы, вот эти синие фужеры похожи, но, поставленные в ряд, — разительно отличаются друг от друга. Стекло толстое, с пузырьками воздуха внутри, неоднородного цвета, поэтому кажется, что вся посуда сделана во времена наших прапрапрадедов в кустарных условиях. Мастера здесь не признают конвейерного производства и технических нововведений — все делается по-старинке, вручную.

Меня увлекает не эта «старина» в концепции «Kitengela Glass» студии, а то, что тут абсолютно все творят из вторсырья. Даже в печах, где плавят стекло, горит отработанное машинное масло. Его специально собирают на автозаправках и мастерских и здесь используют в виде горючего. Всё идет в дело. Нравится мне такой экологический подход к творчеству — и мусор перерабатывается, и великое творится, и торговля идет потихоньку, ведь посуда и сувениры не раздаются бесплатно, а продаются и не дешево. Это тебе не штампованные стаканы китайского производства, а штучный товар. Эксклюзив!

А народ — туристы и местные любители оригинального дизайна — с удовольствием покупает и посуду, и поделки кенийских умельцев. Видела я это не только в самой студии, но и в магазинчике, в торговом центре, в городе, а также на рождественском базаре. Спрос есть и огромный. Вот думаю, молодцы, кто такую студию придумал создать. Они показали всем, что для успешного творчества и бизнеса нужно не так уж и много, — мусор и чуточку фантазии.

Будьте экологически креативными!


Автор статьи и фотографий: Эльмира Алейникова (http://samlib.ru/editors/c/coj_a/musor.shtml)

Об этом тоже важно знать